Диагноз "задержка психического развития"
зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными
проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и
те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком?
Что же делать дальше?".
Задержка психического развития - особый тип аномалии,
проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана
различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими
заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с
ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность,
возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии.
Специалисты называют детей с ЗПР " детьми с нереализованными возрастными
потенциальными возможностями психического развития, с общей психической
незрелостью".
Познавательная деятельность у таких детей
характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации.
У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти
представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны,
что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной
стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с
тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные
возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении
воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание
характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное
и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций.
Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ
рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.
Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие
от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики,
у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и
замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически
запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами
социального характера.
При рождении выявить у детей задержку психического
развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и
родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой, не замечая
важного - отставания в развитии.
Первые тревоги у родителей в отношении развития детей
обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда
воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда
некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что
ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть,
общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое
посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь
ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше
возможностей для его развития.
Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная
задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с
ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием
того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно
возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим
ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет
обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших
результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам
(педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше
начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все
необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему
учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия,
выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с
окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники,
больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна),
рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку
рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно
также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
Главное -
родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить
прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему
научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой
психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий